Клеанф

Клеанф
    Клеанф, сын Фания из Леса. В молодости он был кулачный боец (говорит Антисфен в "Преемствах"); но, приехав в Афины с четырьмя только драхмами (уверяют некоторые), он примкнул к Зенону, стал достойнейшим образом заниматься философией и остался верен его учениям.
    Он славился трудолюбием: так как был он очень беден, то ему приходилось работать поденщиком – по ночам он таскал воду для поливки садов, а днем упражнялся в рассуждениях; за это его прозвали Водоносом. Есть рассказ, что однажды его привлекли к суду – дать ответ, на какие доходы он живет в столь добром здравии; но он избежал суда, призвав в свидетели садовника, которому он таскал воду, и хлеботорговку, для которой он пек хлеб. Ареопаг признал эти свидетельства и постановил выдать Клеанфу десять мин, но Зенон запретил ему их принимать. Антигон, говорят, тоже давал ему 3000 драхм. А однажды, когда он вел молодых людей смотреть на зрелища, ветер сорвал с него плащ и все увидели, что на нем даже нет рубахи; за это афиняне наградили его рукоплесканиями и стали дивиться ему еще больше (так сообщает Деметрий Магнесийский в "Соименниках"). Говорят, что однажды Антигон, оказавшись его слушателем, задал ему вопрос, зачем он носил воду, а тот.ответил: "Разве я только воду ношу? разве я не копаю землю? разве не поливаю сад? разве не готов на что угодно ради философии?" И сам Зенон упражнял его в этом и требовал с него по оболу в виде оброка. А однажды, заработавши горсть мелочи, он высыпал ее перед товарищами и сказал: "Клеанф мог бы прокормить второго Клеанфа, если бы захотел; а вот иные, хоть у них и есть, чем кормиться, ищут средств у других, да и то философствуют лишь кое-как". За это Клеанфа стали звать вторым Гераклом.
    Был он трудолюбив, но недаровит, а вдобавок крайне медлителен. За это и Тимон пишет о нем так:
        Кто сей дебелый баран, дозирающий сонмы людские?
        Ассосский вялый любитель словес, оробелый булыжник7-73.
    Соученики над ним смеялись, но он это сносил; и даже когда его обозвали ослом, он ответил: "Да, только мне и под силу таскать Зеноновы вьюки". А когда его попрекали робостью, он отвечал: "Робость меня и уберегает от ошибок". Он считал, что живет лучше, чем богачи, и говорил: "Они играют в мяч на земле, твердой и бесплодной, а я эту землю вскапываю". Нередко он вслух бранил самого себя; однажды Аристон, услышав это, спросил: "Кого это ты бранишь?", а он с улыбкой ответил: "Одного такого старика, который до седины дожил, а ума не нажил".
    Кто-то сказал ему, будто Аркесилай не делает того, что нужно делать. "Перестань, не ругайся, – сказал Клеанф, – на словах он отвергает надлежащее, а на деле утверждает". "Лестью меня не возьмешь", – сказал на это Аркесилай. "А я и не льщу, – ответил Клеанф, – я ведь говорю, что ты твердишь одно, а делаешь другое".
    Кто-то спрашивал его, какое напутствие лучше дать сыну; Клеанф ответил: "Из "Электры"7-74: Тише, тише! легкой ступай стопой..."
    Один спартанец заявил, что труд – хорошая вещь; Клеанф в восторге сказал ему: – Вижу, дитя, по словам, что твоя благородна порода!..7-75
    Гекатон в "Изречениях" сообщает, что когда один хорошенький мальчик стал рассуждать, что слово "лягаться" происходит от слова "ляжка", Клеанф сказал ему: "Потише со своими ляжками, мальчик: не всегда похожие слова означают похожие вещи". Другого мальчика он спросил в разговоре: "Чувствуешь?" Тот кивнул, а Клеанф на это сказал: "Почему же я не чувствую, что ты чувствуешь?"
    Когда поэт Сосифей в театре воскликнул в его присутствии: ...Погонщик их – Клеанфово безумие!..7-76
    Клеанф даже не пошевелился, так что народ за это стал ему в восторге рукоплескать, а Сосифея выгнал из театра. Потом Сосифей просил у него прощения за эту хулу, и Клеанф простил, сказав: "Раз уж Дионис и Геракл не гневаются на насмешки поэтов, то нелепо было бы и мне сердиться на случайную брань".
    О перипатетиках он говорил, что они похожи на лиры: звучат прекрасно, а сами себя слушать не умеют. Вслед за Зеноном, говорят, он утверждал однажды, что по виду можно постичь нрав; тогда несколько молодых насмешников привели к нему одного женоподобного развратника, загрубевшего в деревне, и стали допрашивать, какого нрава этот человек; Клеанф был в затруднении и уже велел было мужику уходить, как вдруг тот, уходя, чихнул. "Понял! – воскликнул Клеанф, – это бабень!"
    Одному нелюдиму, который разговаривал сам с собой, он сказал: "У тебя совсем неплохой собеседник!" Кто-то попрекал его старостью – Клеанф ответил: "Я и сам бы рад помереть, но пока чувствую себя в полном здравии, пока пишу, пока читаю, то могу и подождать".
    Это он, говорят, записывал уроки Зенона на черепках и бычьих лопатках, потому что у него не было денег на бумагу. Вот каков он был; и хотя у Зенона было много достойных учеников, именно он стал его преемником во главе школы.
    Он оставил такие прекрасные книги: "О времени", "О естественной науке Зенона" 2 книги, "Толкования к Гераклиту" – 4 книги, "О чувстве", "Об искусстве", "К Демокриту", "К Аристарху", "К Эриллу", "О побуждении" 2 книги, "Древности", "О богах", "О гигантах", "О браке", "О поэте", "О надлежащем" 3 книги, "О добром совете", "О милости", "Поощрение", "О добродетелях", "О даровании", "О Горгиппе", "О зависти", "О любви", "О свободе", "Наука любви", "О чести", "О славе", "Политик", "О воле", "О законах", "О судействе", "О воспитании", "О рассуждении" 3 книги, "О конечной цели", "О прекрасном", "О поступках", "О науке", "О царской власти", "О дружбе", "О пире", "О том, что добродетель одна для мужчин и женщин", "О мудрствовании мудрого", "Об изречениях", "Беседы" – 2 книги, "О наслаждении", "О свойствах", "О неразрешимых вопросах", "О диалектике", "Об оборотах", "О сказуемых". Таковы его книги.
    Скончался он вот каким образом. У него сильно болели десны, и врачи предписали ему три дня воздерживаться от пищи. От этого ему стало легче, и тогда врач разрешил ему вернуться к обычной еде, но он отказался, заявив, что зашел уже слишком далеко, и продолжал воздержание, пока не умер, достигнув того же (восьмидесятилетнего)7-77 возраста, что и Зенон, и пробыв учеником Зенона 19 лет.
    Мы и о нем сложили такие шутливые стихи:
        Хвала Клеанфу, но Аиду – вящая,
        За то, что, пожалев года преклонные,
        Он в смерти дал ему успокоение
        За все труды земные водоносные7-78.

О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Издательство "Мысль", / 2-е изд., испр.. . 1986.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Клеанф" в других словарях:

  • КЛЕАНФ — (Kleanthes) из Асса (ок. 331/330 ок. 232 до н.э) стоик, ученик Зенона из Китиона и его преемник во главе школы. В молодости К. был кулачным бойцом и примкнул к Зенону уже в зрелом возрасте; вел аскетически скромную жизнь, зарабатывая на учебу… …   Философская энциклопедия

  • Клеанф — Клеанф, Kleanthes, из Асс в Троаде, 331 232 гг. до н. э., греческий философ. В зрелом возрасте прибыл в Афины, где сделался учеником Зенона Кифеонского. Происходил из бедной семьи, и даже будучи философом, зарабатывал себе на жизнь физическим… …   Античные писатели

  • КЛЕАНФ —     КЛЕАНФ (Κλεάνθης) из Асса (ок. 331/30 ок. 232/1 до н. э.), представитель Ранней Стой, ученик Зенона из Кития и его преемник во главе школы.     Жизнь. По традиционной версии, родился (Асе, Троада) в архонтст во Аристофана (ок. 331/30 до н.… …   Античная философия

  • Клеанф — (Cleanthes, Κλεάνθης). Философ стоической школы, живший приблизительно за 300 лет до Р.Х., ученик Зенона и учитель Хризиппа. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) …   Энциклопедия мифологии

  • Клеанф — (331 ок. 231 гг. до н.э.) философ стоик Желающего судьба ведет, не желающего влачит. Перипатетики (ученики Аристотеля) похожи на лиры: звучат прекрасно, а сами себя слушать не умеют. Всякая наука есть указательница пути и учредительница порядка.… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • клеанф — сущ., кол во синонимов: 1 • стоик (11) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Клеанф — Для этой статьи не заполнен шаблон карточка {{Имя}}. Вы можете помочь проекту, добавив его. Клеанф (др. греч …   Википедия

  • КЛЕАНФ — (331 232 до н.э.), греческий философ, уроженец города Асс в Троаде. По приезде в Афины слушал лекции киника Кратета и стоика Зенона. После смерти Зенона в 264 до н.э. сделался вторым главой Стои и оставался им до конца жизни. Более всего Клеанфа… …   Энциклопедия Кольера

  • КЛЕАНФ из Асса — (ок. 331/330 до н. э. Асс, Троада, Малая Азия ок. 232 до н. э., Афины), стоик, ученик Зенона из Кития (см. ЗЕНОН из Китиона) и его преемник во главе школы. В молодости Клеанф был кулачным бойцом и примкнул к Зенону уже в зрелом возрасте; вел… …   Энциклопедический словарь

  • Клеанф (стоик) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Клеанф. Клеанф (греч. Κλεανθης)  стоик, ученик Зенона и преемник его в управлении школой, родом из Троады в Малой Азии, жил в середине III века до н. э.. Был кулачным бойцом; придя в… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»